19:52 

"Преступление и наказание"

Рип_Ван_Винкль.
Чем безжалостнее клоун, Тем разнузданнее смех. (с) Пикник
Сегодня сдала задание по литературе. Зачёт мне поставили "заочно" при предоставлении наброска концепции, но я заверила, что к сентябрю (дело было летом) всё сделаю и в начале учебного года принесу. Ловила преподавателя до сего дня... Думала сначала что-то нарисовать, но в какой-то критический момент за неделю до зачёта меня перемкнуло и я чётко увидела следующее:
Композиция из трёх масок по произведению Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Композицию стоит начать читать с правой нижней маски (серого цвета), которая символизирует здесь все грустные, унылые или просто злые мысли. Это именно мысли, которые только витают вокруг, но не ожили. Серый цвет является средним между почти чёрным (маски слева) и белым (маска наверху) – уже нет некой «белой» чистоты помыслов, но злые мысли ещё не перешли в действие. Текучие капли лишь добавляют впечатление того, что подобные мысли весьма сильны и…
Переходим ко второй маске – почти чёрной. Она искажена гримасой ненависти и злости. Тёмный цвет и грубая фактура делает образ ещё более отталкивающим – это «преступление». Маска забрызгана красным – преступление свершилось, но наказание не заставило себя долго ждать.
Белый… Цвет чистоты и непорочности, здесь же – цвет раскаяния. Его ли? Пожалуй да, ведь герой – Раскольников – всё же думает о том, что мог быть не прав в своих мыслях и действиях. Евангелие, как способ очистить и успокоить душу, но не отбелить её, не смыть тех красных пятен крови (той старухи и её беременной сестры). А ведь было предупреждение – сон. Сон, который был воспоминанием из детства: о забитой лошади, которую главный герой жалел тогда. Неужели, не пожалел бы и сейчас?..
Фон весьма не определён и непонятен, т.к. в самом произведении не всегда ясно, где именно, да и когда происходит действие.
Само расположение масок тоже не случайно: треугольник весьма статичная фигура, но не стоит рассматривать две тёмных маски внизу как некое основание, смотрите сверху вниз: пусть главным будет всё чистое и светлое, выше мелких грязных мыслей.
Рама квадратная, что усиливает впечатление устойчивости и некой «упакованности» в один формат - «Кто я: тварь дрожащая или право имеющий?». Эта теория была привлекательна, как золото. Но всё это наносное и легко снимается, стоит только «рукой провести», что в панно представлено именно обшарпанностью рамки. И только в одном месте, над белой маской, золото не стёрто, но играет оно другую роль… Как нимб над головой.
Из этой «замкнутости» тоже можно найти выход.

Жаль, что перед воплощением идеи не удалось перечитать произведение, а со школы всё-таки плохо очень помню... Но. Преподаватель был в восторге. Она взяла в руки работу со словами "Фиг я её кафедре оставлю!.." и что-то про музей, но не разобрала. Переспрашивать не стала, т.к. к ней пришёл студент на консультацию. Думаю, ещё встретимся...)

@темы: Миниатюра, Баловство, Образы, Серия работ\пары

URL
   

Мастерская Винкль

главная